П
олноцветные открытки впервые появились в начале 1895 года (возможно и раньше), что вызвало бурю энтузиазма не только среди коллекционеров, но и среди издателей и художников. Приблизительно в это же время Европа увидела и такие типы открытых писем, как
Gruss aus
или
Gruss von
— одну из немногих новинок в почтовой истории, которая была встречена с невероятным радушием. Поражавшие своей красотой, необычным оформлением и совмещением наиболее значимых видов города на одной открытке, с орнаментикой стилей барокко или рококо, они открывали новые перспективы. С одной стороны, издатели, типографии и коммерсанты смогли осуществлять гарантированную продажу всего тиража, ведь именно такие почтовые карточки раскупались с большим удовольствием, с другой стороны — художники которые получили возможность использования всего богатства растительного орнамента, стилизируя его под резные элементы. Вот такое получилось, несколько сумбурное вступление, однако, люди, мало-мальски знакомые с историей и развитием искусства, поймут его без особого труда.
Выше представлен классический пример грюса — открытка
Gruss aus Strassburg
1898 года с сочетанием растительных и резных мотивов, содержащая несколько видов и достопримечательностей Страсбурга.
Первый пример такого почтового отправления представлен не случайно. В качестве небольшого обзорного материала, раскрывающего всю важность открыток типа «Gruss aus», рекомендуем просмотреть
коллекцию открыток с аистами Страсбурга
, которая при худшем стечении некоторых обстоятельств, могла бы служить лишь достоверной краеведческой информацией о столице Эльзаса.
Еще один пример мультивидового открытого письма —
Gruss von der Wartburg
— «Привет из Вартбурга», с традиционным составлением композиции и отведением небольшого чистого поля для послания.
Н
емногим ранее, около 1890 года, первые Gruss Aus и Gruss von открытки появились в Австрии, Германии и Швейцарии. Изначально при их изготовлении использовалась лишь одна краска — коричневая, либо голубовато-коричневая. Именно они и послужили прототипом для изготовления полноцветных грюсов, наряду с которыми выпускались еще долгое время. В качестве небольшого примера поздних таких экземпляров, можно продемонстрировать одноцветные открытые письма конца XIX века, типа Gruss Aus с общим видом города
St. Gallen
, расположенного в Швейцарии:
Открытка:
Gruss aus St. Gallen — 1897
Открытка:
Gruss aus St. Gallen — 1898
К
ак можно заметить, мультивидовое построение композиции уже в то время широко использовалось, а основным отличительным признаком этих открыток было неизменное приветствие Gruss aus или Gruss von, что переводится как «привет из», а затем, название самого города или местности с небольшим пространством для переписки. К слову сказать, несколько позже появились и «нейтральные грюсы» без указания населенного пункта, а лишь с надписью «
Gruss aus ...
». Это были открытки на все случаи жизни — отправитель сам вписывал требуемое название города. Виды местности или другие изображения, использовавшиеся при составлении композиции таких открыток были абсолютно произвольными, не привязанные к какому либо городу.
Выше представлена открытка
Gruss aus Seidenberg
резные и растительные мотивы которой, а также композиция, были использованы при создании дизайна для этого сайта.
Если говорить об особенностях посланий на таких открытках, то ее нельзя было назвать традиционной перепиской. Дело в том, что грюсы не были предназначены для этого, они были своего рода виньетками, и служили лишь для одной цели: сообщить об успешном прибытии на новое место, или передать привет, проезжая очередной населенный пункт с длительной остановкой. Именно по этой причине, на многих грюсах места для послания хватало лишь на то, чтобы указать дату, подпись и коротенькую фразу. Широкое распространение грюсов с минимальным полем для послания послужило толчком для более частого использования
языка почтовых марок
— своеобразного шифра, с помощью которого передавали настроение и чувства. Он в некотором смысле позволял компенсировать катастрофическую нехватку места для послания.
У
вас всё еще остались сомнения в огромной популярности открыток-приветов типа Gruss? В таком случае, давайте подробнее остановимся на некоторых фактах из истории развития европейских городов. Прежде всего, необходимо вспомнить о лавинообразном строительстве железных дорог и вокзалов, среди которых
львовский вокзал
занимает одно из ведущих мест, что дало возможность предприимчивым людям налаживать контакты с новыми зарубежными партнерами, грузовые перевозки увеличили товарооборот городов в несколько раз, стремительное развитие промышленности дало толчок к появлению небольших компаний, которые заявляли о своих претензиях на часть товарного рынка. Как результат — проведение множества международных промышленных, культурных и арт- выставок, на которых были представлены последние достижения инженерной мысли и веяния моды. Здесь можно с уверенностью сказать, что коллекционироване открыток, посвященных разнообразным выставкам, является отдельной тематикой в филокартии, к примеру, — виды павильонов выставки «Exposition Universelle de 1900»:
Открытка:
le Palais Lumineux Ponsin. 1900
Открытка:
Paris, le Palais de L'Électricité. 1900
Не надо забывать, что речь идет о
La belle epoque
, а это значит, что политическая обстановка в Европе стабильна, благосостояние населения крупных городов увеличивается, а с появлением свободных средств появляется и повальное увлечение модой, поездки в другие города и страны, отдых и лечение на самых разнообразных курортах, лечебницах и оздоровительных центрах.
А
теперь попытаемся представить себе весь этот пассажиропоток, внезапно ворвавшийся в жизнь не только крупных городов, но и небольших поселений. Возникает необходимость постройки новых ресторанов и гостиниц, способных принять гостей города, как следствие — возникновение
рекламных открыток отелей
— небольших весточек, которые посетитель мог отправить своим родным и близким.
Открытка:
Gruss von der Reise
Открытка:
Gruss aus der Sommerfrische
Разумеется, в некоторых случаях, желание исколесить мир доходило и до абсурда. Выше представлены открытые письма с видами незадачливых путешественников, которые не рассчитали своих финансовых возможностей, и потратили все средства на обзор достопримечательностей посещенных городов, питание и проживание в отелях, оплату железнодорожных билетов. Позднее это породило новый пласт культуры и свободного стиля жизни, известного как «
Free Life
» — путешествие налегке, который наиболее полно был выражен у итальянцев, создателей легендарной «Веспы» (Осы — небольших мотороллеров).
Открытка-привет "
Gruss aus Seen
" 1907 года — пример оформления композиции в стиле Art Nouveau.
Н
е будем забывать, что грюсы выпускались на рубеже веков и смены стилевых направлений. Классически было принято использовать при оформлении открыток орнаменты эпох барокко и рококо, как наиболее богатых и роскошных. Однако, в начале XX в Европу ворвался стиль модерн, и художники вынуждены были с этим считаться.
Открытка-привет "
Gruss aus Spittel
" с орнаментикой Art Nouveau.
Как результат — частичный или полный отказ от роскошных завитков рококо и переход к более простым и чистым формам модерна. Встречается огромное количество грюсов, где стили мирно соседствуют. Большого внимания заслуживают открытки-приветы, выполненные с использованием плавных и текучих линий Art Nouveau — классического французского модерна.
Будем благодарны за осмысленные комментарии, любые уточнения и дополнения к материалу, а также за предоставление других интересных сканов почтовых карточек, наиболее полно раскрывающих саму идею открыток Gruss Aus и Gruss von. Связаться с нами можно используя используя
форму обратной связи
.
Владислав Николаевич
2011-10-10 22:51:00
Просмотрел практически всю Вашу экспозицию открыток. Особенно понравился раздел "Кунсткамера".
С печалью должен отметить, что время открыток, или как его еще некоторые называют "Золотой век открыток" безвозвратно ушло. Старые открытки действительно рассматриваешь с восторгом, и не только от того, что на них запечатлена часть истории города, но и потому, что оформлению каждой такой открытки уделялось должное внимание.
Зайдите сейчас хоть в "Главпочтамт" Вашего города и глянув на предлагаемый ассортимент современных открыток, пропадает желание отправить весточку близкому человеку. Хоть бери, и сам рисуй открытки. Неужели в наш век компьютерных технологий не осталось больше достойных художников-оформителей, которые могли бы превратить небольшой бланк для послания в маленькую сказку? Печально это всё, господа, печально...