Наверняка, многие из нас не раз сталкивались с прихотливо-переплетенными буквами, иногда богато украшенными самыми разнообразными рельефами и орнаментами. Зачастую, первое впечатление от таких знаков было завораживающим, а после того, как мы узнавали что эти хитросплетения на самом деле являются инициалами обладателя, это впечатление подкреплялось еще и возможной принадлежностью их владельца к старому, знатному роду. Вся эта непривычная для нас атрибутика моменально возводила её обладателя в ранг благородных людей, принадлежащих к высшему свету, недосягаемому для простых смертных. Так ли это на самом деле? Давайте попробуем разобраться.
Д
ля начала, нужно определиться с трактовкой и историей возникновения самого термина. Итак,
монограмма
— это один из самых старых в истории способов сокращенной записи имени, возникший в первых веках нашей эры. К примеру, её можно встретить на множестве медалей, принадлежавших еще эпохе правления римского императора Марка Траяна.
Этимология слова «монограмма» интересна, и иногда дает поводы к двоякой трактовке этого термина — оно составлено из двух греческих слов «один» и «буква». И здесь начинается самое интересное… Дело в том, что при составлении монограммы могут использоваться не только буквы, но и самые удивительные знаки и символы, иногда просто небольшие изображения (в том числе птиц, животных и т.д.). Такой способ подписи возник несколько позднее традиционных, классических монограмм, однако, исторически принято также относить его к монограмме. Разнообразие значков и символов, которые используются в монограммах поражает воображение и достойно отдельной темы, но это выходит за рамки нашего обзора.
Монограмма, составленная из двух букв «S»
Проставление монограмм принято относить больше к произведениям искусства и другим работам, связанных с живописью и графикой, нежели к почтовой переписке. Хотя, встречается очень много открыток, которые были подписаны отправителем именно с использованием монограммы. Наиболее часто такие подписи можно наблюдать на почтовых карточках типа «
Gruss aus
», в которых места для послания иногда катастрофически не хватало, и использовались все способы, позволявшие не только сократить количество символов без утраты смысла, но даже
передать чувства на открытке
.
В
качестве небольшого исторического экскурса, приведем трактовку слова «монограмма» начала XX века из
Большой Энциклопедии
под редакцией С.Н. Южакова, от 1901 года (тринадцатый том, стр. 359):
Монограмма
(греч.), собственно говоря, одна буква, а также фигура, состоящая изъ нѣсколькихъ переплетенныхъ между собой буквъ, представляющихъ какое нибудь имя или извѣстную формулу. Такия М. употреблялись при подписяхъ и печатяхъ. М. встрѣчаются также на старинныхъ монетахъ и медаляхъ. Впослѣдствие ихъ употребляли художники, граверы и промышленники, выставляя М. на своихъ произведенияхъ.
В принципе, трактовка, казалось бы, однозначная, никакого явного подвоха нет, ясно отображено само предназначение монограммы (для тех, кто еще не понял, — заверить авторство в произведениях искусства и использование в качестве подписи), однако, часто встречается еще один вид представления инициалов — так называемый «
вензель
». В чем же разница между вензелем и монограммой?
Если очень по-простому, то вензель — это всего лишь изображение «сложной» монограммы, с использованием богатой растительной и геометрической орнаментики, часто сопровождающееся геральдическими мотивами, коронами, разнообразными воинскими атрибутами, и объединенное в одну композицию. Это можно считать примерным описанием вензеля, который уже сложно назвать монограммой. Но в такой трактовке есть и свои «подводные камни», о которых немного позже…
М
ногие из нас ошибочно полагают, что вензель отличается от монограммы лишь причудливостью переплетения букв. Однако, это не совсем так. И здесь как раз можно наблюдать прекрасный пример двоякой трактовки этих терминов. Составление композиции для монограммы — это один из самых основополагающих факторов, влияющий на то, останется ли монограмма — монограммой, или её уже следует называть вензелем. Здесь сразу стоит оговорится, что по замысловатости композиции (в т. ч., использованной при переплетении инициалов) очень многие монограммы могут успешно соперничать с вензелями (такие экземпляры наиболее часто используются в типографском деле), однако, они по-прежнему остаются монограммами, а вот если добавить в композицию некоторые дополнительные элементы, то такую монограмму уже можно смело называть вензелем.
Единственной, и самой значительной трудностью, при использовании «сложной монограммы» в качестве заверяющей авторство подписи к работе, является неудобство (иногда кропотливость и масса времени) для частого её воспроизведения. Но это никак не переводит её в разряд вензелей. Именно поэтому, большинство авторов используют простые монограммы. Исключение здесь составляет только типографская продукция, где сложность набора монограммы не сказывается на времени и размере тиража.
Вензель, составленный из двух букв «J» и «W»
В качестве дополнения к историческому взгляду на монограмму, представим и трактовку термина «вензель» согласно Большой Энциклопедии. Орфография и пунктуация полностью сохранены, а если вы испытываете трудности с чтением текстов с использованием дореформенной орфографии, рекомендуем ознакомиться с
таблицей старых кириллических букв
.
Вензель
, соединение начальных буквъ собственныхъ именъ, изображаемое обыкновенно вязью (буквы часто прописныя) и украшаемое иногда короною, вѣнкомъ и т. п. В. бываетъ простымъ, когда буквы принадлежатъ имени одного только лица, и сложнымъ. В. государей часто состоитъ из начальныхъ буквъ имени и титула, также с цифрой, показывающей которому изъ одноименныхъ государей онъ принадлежитъ. В. государей изъ одной только начальной буквы имени, не считая цифры, называются вензелевыми изображениями и жалуются въ знакъ милости, также помѣщаются на монетахъ (у насъ — мѣдныя деньги, финляндския и русския въ 1⁄2 и 1⁄4 коп.) В. часто отождествляютъ съ монограммой и маркой.
Е
сли посмотреть на монограммы и вензеля с точки зрения филокартии, в которой их примеры достаточно широко представлены, то можно заметить, что в качестве подписи художника, на открытках используются только монограммы, вензеля — никогда. Но вензеля используются на почтовых карточках не реже — в основном, как верные спутники геральдических мотивов (можно наблюдать на некоторых «патриотических» открытках и «милитарии»). Зачастую монограмма является единственным способом для идентификации автора изображения на открытке (очень помогает в тех случаях, если художник работал в нескольких техниках), или в качестве отличительного знака издательства (используется в случае нанесения её как на адресной, так и на лицевой сторонах).
Дополнения и осмысленные комментарии к материалу приветствуются. Будем особо признательны за уточнения и инересные сведения об особенностях использования монограмм и вензелей. Если вы желаете опубливовать большой, развернутый комментарий, лучше отправьте его на наш е-mail (его можно найти на странице с
формой обратной связи
) — в таком случае он будет размещен либо на отдельной странице, со ссылкой на источник, либо в данной теме.